Приказом Минобрнауки России от 15 июня 2016 года №715 утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров, согласно которой школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, пространством, обеспечивающим доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям.
В целях получения информации о готовности школьных библиотек Кировской области к переходу в статус информационно-библиотечных центров КОГОАУ ДПО «Институт развития Кировской области» с 30 апреля по 14 мая 2018 г. проводил электронный мониторинг о состоянии материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения библиотек общеобразовательных организаций Кировской области.
Участникам мониторинга предлагалось заполнить 3 блока вопросов (сведения о площади библиотек ОО, сведения об информационно-компьютерных технологиях библиотек ОО, сведения о состоянии библиотечных фондов). ОО в соответствии с обозначенными критериями заполнили электронную форму. Сбор информации осуществлялся в электронном виде с помощью электронного приложения Webanketa.
Проведение и обработка данных электронного мониторинга библиотек общеобразовательных организаций в соответствии с разработанными анкетами, позволили сделать следующие основные выводы:
В мониторинге приняли участие 377 библиотек образовательных организаций, что составило 87,06 % от общего количества (433) библиотек ОО Кировской области, поэтому его результаты и выявленные показатели можно считать репрезентативными.
24,7 % библиотек ОО (93), участвовавших в мониторинге, имеют площади библиотек ниже архитектурных проектных норм (не меньше 25 м2 на школьную библиотеку). В отведенные нормы укладываются 75,3% библиотек (284). 17,2% библиотек (65) имеют площади больше 60 м2. 4,2 % библиотек (16) располагают территорией более 100 м2.
Уровень развития информационно-компьютерных технологий в библиотеках гораздо ниже, чем соответствующий уровень в школах, где они имеются. У 58,1% библиотек вообще нет доступа к информационно-компьютерным технологиям. Почти каждая третья школьная библиотека имеет выход в Интернет. 39,5 % (149) библиотек имеют, по крайней мере, один компьютер с выходом в Интернет для сотрудника, и лишь 7% библиотек (26) располагает еще и компьютерами, подключенными к сети Интернет, для учащихся и педагогов.
20,4 % библиотек, сотрудники которых приняли участие в исследовании, обладают фондом от 5 до 10 тысяч экземпляров, и это самая большая группа. Примерно каждая пятая библиотека имеет фонд от 10 до 20 тысяч, каждая шестая библиотека - совсем маленькая - до тысячи, всего 5 больших библиотек - более 50 тысяч экземпляров книг в фондах. 16,7 % (63) библиотек-участниц мониторинга имеют материалы на электронных носителях.
Нуждаются в обновлении фонды художественной и отраслевой литературы, используемые при освоении основных общеобразовательных программ. За последние три года в 51,7 % (195) библиотек образовательных организаций совсем не закупалось художественной и отраслевой литературы. Более 70 % (275) библиотек, участвовавших в мониторинге, не имеют новых газет и журналов.
Несмотря на то, что к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» подключено 41,9 % библиотек ОО, пользователи не имеют доступа к электронным (цифровым) библиотекам, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам (только 5,3 % образовательных организаций Кировской области имеют электронную (цифровую) библиотеку).
В части программного обеспечения отмечается нехватка современных средств автоматизации библиотечно-информационной деятельности (АИБС имеют и используют 18,8 % (71) библиотек-участниц). В основном это «MAPK-SQL-версия для школьных библиотек» (19,7 % от всех библиотек, имеющих системы) и «1С. Школьная библиотека» (80,3 %).
Таким образом, электронный мониторинг библиотек общеобразовательных организаций, отражающий данные о материально-техническом и информационно-ресурсном обеспечении, позволил выявить несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что является ключевым препятствием школьных библиотек к переходу в статус информационно-библиотечных центров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий