понедельник, 18 марта 2019 г.

Характерные черты чуткого библиотекаря



Цель библиотеки – не собрать как можно больше книг, а собрать как можно больше читателей.
Библиотекари придумали индивидуальное обучение. 
Когда в 1970-х годах я был молодым школьным учителем, от меня ожидали, что я отыщу такие общие ресурсы, которые найдут отклик у больших групп учащихся. Ну, или по крайней мере, вызовут в них интерес.
Когда я стал школьным библиотекарем, от меня требовалось найти всего один ресурс, но который отвечал бы конкретным потребностям одного конкретного ученика. Узнав каждого ученика как с личность, я мог бы стать более эффективным педагогом (что, конечно, уже не секрет для все большего и большего количества школьных учителей).
Применяя свои эмпатические навыки, я в конце концов понял, как помочь некоторым ученикам совместить свои личные интересы с классными заданиями. (Ты любишь лошадей? Как насчет того, чтобы написать реферат по истории о том, как использовали лошадей во время Второй мировой войны?)
В последнее время я много думал об эмпатии и о том, почему она необходима нашим учащимся. Почти в каждой профессии способность понимать потребности и заботы других людей является наиважнейшим навыком, обеспечивающим эффективность бизнеса. Как когда-то сказал Дэниель Пинк: «Главное, что отличает успешных и процветающих людей, - это их способность понять, чем живут их соплеменники, трудиться над установлением хороших отношений и заботиться о людях».(Дэниэль Пинк «Целый новый ум. Людям с правополушарным мышлением принадлежит будущее»)

* Прим. Дэниель Пинк — американский писатель и журналист. 1995—1997 годах работал главой пресс-службы Альберта Гора. Одна из наиболее известных книг Пинка «Движение: неожиданная правда о том, как мотивировать нас».

Оказывается успешных продавцов подержанных автомобилей, политиков, социальных работников и врачей отличает от их неуспешных коллег всего лишь эффективная чуткость? Интересно, а распространяется ли это на библиотекарей?

12 признаков того, что вы чуткий библиотечный специалист:
  • Вы создаете и устанавливаете порядки и правила, которые служат прежде всего для нужд учащихся, а не институциональных потребностей.
  • Правила вашего поведения основаны на потребностях остальных учеников. (Ваше поведение должно быть таким, чтобы и остальные школьники тоже могли учиться).
  • Ваш книжный фонд содержит мультикультурные ресурсы и отражает широкий спектр политических взглядов.
  • При выполнении школьниками исследовательских задач и подборе книг для обязательного чтения вы поддерживаете их личный выбор и индивидуальные интересы.
  • Вы поощряете совместные проекты, в которых главное - результативность.
  • Вы прислушиваетесь к потребностям учителей и включаете их в планирование уроков/совместную работу.
  • Вы считаете, что другие люди тоже заслуживают снисхождения, и предоставляя библиотечные услуги, рассматриваете ребенка в целом, как личность.
  • Вы всегда доступны для учащихся и сотрудников школы, легко идете с ними на контакт и не считаете, что все вокруг отрывают вас от дел.
  • Обслуживая учащихся в библиотеке, вы учитываете не только их уровень начитанности, но и их личные интересы.
  • Вы признаете, что у проблемы может быть несколько “верных” решений, поэтому придерживаетесь коллективного метода решения проблем и разработки программ.
  • Ваша информационно-разъяснительная работа всегда основана на потребностях пользователей, а не библиотекаря или библиотеки.
  • Вы считаете, что все проблемы, с которыми вам приходится сталкиваться, достойны вашего внимания, какими бы незначительными они вам ни казались.

Вспоминая свою работу в школьных библиотеках, сначала в качестве студента, потом сотрудника, руководителя, профессора и писателя/консультанта, я могу сказать, что самое пристальное внимание всегда уделялось таким серьезным навыкам, как информационная грамотность, научно-технические знания, подбор материалов, морально-этические вопросы, планирование и оценка программ, обмен информацией, знание литературы для детей и подростков и тому подобное.
Но понимание и чуткость? Не особо. Возможно, мы упустили из виду самый важный навык нашей профессии.

Автор: Даг Джонсон, Руководитель отдела медиа и технологий государственных школ Бернсвилла, штат Миннесота, США.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...