Елена Васильевна Габова (родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре) – современная российская писательница, автор образцовой детско-подростковой прозы.
Свой писательский путь Елена Габова начала как автор пьес для кукольного театра. Воркутинский театр кукол в 1980–1981 годах поставил две ее пьесы – «Венок тундры» и «В стране Дождевании». Первая книга для детей – повесть-сказка «Гришуня на планете Лохматиков» – вышла в 1983 году в Сыктывкаре. Она открыла читателям автора, обладающего неистощимым воображением. На фантастической планете Лохматиков все окрашено сказочным светом довольства и нежной лени. Читатель попадает в мир детской фантазии, который уводит из однообразной школьной действительности в царство радости и легкомысленной безмятежности. Тяга к необыкновенному отличает и вторую книгу Елены Габовой – «Невидимки в лагере» (1987). Но здесь она отталкивается от реальной жизни, ищет необычное в каждодневном. В центре повести – приключения ребят, оставшихся в пионерском лагере без воспитательницы.
Следующие книги «Двойка по поведению» и «Тайкина тайна», адресованные детям среднего и старшего возраста, имели еще больший резонанс. Особенное признание получил рассказ «Двойка по поведению». На Елену Габову обращают внимание на семинаре молодых прозаиков Нечерноземья в 1983 году, проходившем в Сыктывкаре (Лемью), на котором и был представлен рассказ «Двойка по поведению» и высоко оценен руководителем семинара Сергеем Залыгиным. В 1983 году его публикует журнал «Войвыв кодзув» (Северная звезда), в 1984 году – печатает журнал «Юность», а уже в 1985 году он опубликован в Японии, затем переводится и на английский язык.
О рассказе «Двойка по поведению» И. Торопов сказал: «Мне рассказ понравился глубиной мышления, знанием психологии юного человека», а Н. Мирошниченко свое мнение выразила так: «Ее глазам дано много видеть, а сердцу чувствовать». Именно эта особенность Елены Габовой, как человека и как писателя, позволила ей выразить в своем творчестве огромный мир детства и юности с их радостями, проблемами, переживаниями и надеждами.
В центре произведений Елены Габовой – подростки, остро чувствующие и несовершенство мира, и его красоту. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных, с одной стороны, и стремление разобраться в себе, в своей собственной душе, с другой, – вот что отличает ее героев. Она показывает сложность, непредсказуемость и уникальность мира подростков, возможность их разгадки лишь в будущем. Так, рыжая Светка Сергеева из рассказа «Не пускайте рыжую на озеро» (смело можно отнести к антимоббинговому списку), которую не принимали одноклассники, через много лет открывается как прекрасная певица («Светка оказалась вовсе не рыжей, а золотой». А рыжие были мы. Весь класс рыжий»). Книги писателя знакомят читателя с многогранным миром детства и юности.
Есть у Елены Габовой и сказки, в которых волшебное переплетается с обычным, реальным. Автор показывает, что с помощью фантазии, выдумки можно сделать интересными и загадочными самые обычные вещи, например, канцелярскую кнопку (сказка «Злая волшебница кнопка») или ложку (сказка «Обжора-ложка»). Кто в детстве не мечтал о волшебной палочке? Сказка «Волшебная палочка Виталия Коснырева» – это еще один веселый вариант ребячьей фантазии. А кому не хотелось в детстве встретиться с маленьким хрупким мальчиком, героем любимого писателя Антуана де Сент-Экзюпери? Елена Габова реализует и эту детскую мечту в сказке «Встреча с маленьким принцем».
Писательский талант Елены Габовой проявляется в том, что она сочиняет интересные истории, которые ребята читают взахлеб. Потому неудивительно, что небольшой рассказ «Двойка по поведению» о первой любви шестиклассников был отмечен ребятами в золотом списке проекта «Дресс-код современного читателя». История подана без лишнего романтизма. Одноклассники – Валера Приходнов и Таня Коданева – влюбляются друг в друга, но Валерка не знает, как рассказать об этом Тане, из-за чего между героями возникает конфликт. Приходнов не знал, как себя вести и плохо понимал Коду [Коданеву], сама Кода не успела еще достаточно хорошо узнать Валерку, чтобы избежать неприятных последствий. Беда ребят в том, что они ещё не воспитали в себе силу чувств. Они пока не умеют быть великодушными, до конца честными и открытыми по отношению друг к другу. Писатель мастерски раскрывает психологию детей в переходном периоде, психологию их взаимоотношений со сверстниками. Изучение подобных рассказов поможет разобраться подростку в самом себе, научиться позиционировать себя в соответствии со своими желаниями и, наконец, понять, почему окружающие иногда ведут себя странным образом и делают вещи, которые не ожидаешь от них.
Композиция построена таким образом, что с первых слов бросает читателя в гущу событий, так как действие начинается с кульминации, и это превращает чтение в невероятно захватывающее и увлекательное. Елена Габова – очень тонкий наблюдатель за людьми и природой, она пропускает через себя все истории и трепетно относится к живой жизни. В рассказе все события переданы так реалистично, что читаешь и слышишь – как хрумкают мальчишки квашеную капусту, как хрустит снег во время прыжков с крыши… Герои – цельные, в них веришь: в их образы, в их поступки и слова. Герои подвергаются испытаниям, каждый – своему, и читатель подвергается вместе с ними, - размышляет, "работает душой". Многие читатели смогут сказать, что и с ними самими или их друзьями, одноклассниками случались подобные истории. Это очень честный разговор с читателем.
Если всё-таки говорить в целом о книге "Двойка по поведению", то это сборник из 10 рассказов и одной повести. Книга о подростках и для подростков, об их жизни, влюблённостях, симпатиях, дружбе и ...проблемах. Очень ненавязчиво, без нравоучений, писательница раскрывает модели поведения и взаимоотношений, а выводы каждый делает сам. Здесь вы не найдёте каких-то невероятных интриг или описаний романтической любви, и лишь в паре рассказов – более-менее счастливый конец. Но зато вы найдете реальность подростковой жизни, без прикрас, такой, какая она есть. Действительность подростка столь же противоречива, как и он сам: иногда она суровая, жестокая, трудная, грустная и, в то же время, радостная, неожиданная, полная надежд и желаний. Проходя эту школу жизни, ребята совершают ошибки, но благодаря им они учатся жить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий